Легенда нивхского народа. 18 марта Владимиру Санги исполняется 88 лет

«Эпос сахалинских нивхов» Владимира Санги опровергает теории некоторых исследователей о том, что у нивхов своего эпоса не было. © / фото с сайта gazprom.ru

Автор с мировым именем, член Союза писателей с 1962 года, основоположник нивхской письменности и литературы Владимир Михайлович Санги отмечает 88-летие. Накануне этой красивой даты классик рассказал о творческих планах и о том, какие думы его одолевают.

   
   

В Ноглики - на нарте

Сахалинского певца маленького народа нивхов хорошо помнит поколение советских мальчишек и девчонок, кто зачитывался его сказками, преданиями и романами о храбрых людях, живущих традиционно в согласии с природой и лесным зверем. Такому читателю интересно будет узнать, что седовласый уже Владимир Санги и сегодня не изменяет традициям. В холодное время года он живет в поселке Ноглики, а с наступлением весны уезжает ближе к морю, в стойбище на побережье залива Чайво, по мере сил ловит рыбу, занимается разведением редкой породы собак, а летом, как в старину, готовит юколу.

«Со здоровьем всё в порядке, я полон сил, – откликается на вопросы Владимир Михайлович. – Несколько дней назад уехал в стойбище, мой пасынок наловил наваги и камбалы. А летом будет лосось. Чем тут занимаюсь? Мы пытаемся возродить породу собак гиляцкая ездовая, поголовье есть. Мечтаю в год моего 90-летия приехать в Ноглики на нарте».

Есть у него и другие далеко идущие планы. Например, о возрождении островного оленеводства.

Но пока основная забота у писателя другая. Нынешней зимой он завершил большую работу по созданию нивхско-русского словаря, это его итоговый труд многих десятилетий.

Владимир Санги родился 18 марта 1935 года на северо-востоке острова Сахалин в нивхском стойбище Набиль. Из детских воспоминаний врезалось в память, как в 1938-м арестовали его отца, назвав врагом народа, а многодетную семью Санги вместе со слепой бабушкой отправили жить в землянку, с трудом пережили голод и холод.

Но затем была учеба в пединституте имени Герцена в Ленинграде и возвращение на Сахалин. Преподавал в нивхской школе, затем работал инспектором по делам малых народов. Посещал отдаленные стойбища, записывал легенды и предания, которые вошли в его первую книгу «Нивхские легенды», изданную в 1961 году и принесшую всесоюзную известность.

   
   
«Сотрудники Ногликской районной библиотеки заряжают меня оптимизмом, ищут новые возможности, работа не прекращается», - отмечает писатель. Фото: фото из фондов Ногликской районной библиотеки им. В.М. Санги

На сегодняшний день Владимир Санги является единственным в мире писателем-классиком нивхской литературы, переведенным на многие языки. Автор романов «Ложный гон», «Женитьба Кевонгов», повестей «Изгин», «Тынграй», эпической поэмы «Песнь о нивхах», книги «Легенды Ых-мифа» и других произведений. Лауреат Госпремии РСФСР 1988 года за книгу «Путешествие в стойбище Лунво», кавалер орденов «Знак Почета» и «Дружба народов».

Родной язык

В семидесятые годы Санги всерьез задумался о судьбе родного языка, а позднее сделал открытие в нивхской грамматике, которое ученые-лингвисты назвали выдающимся. Он с энтузиазмом собирал местный фольклор, открывая для себя что-то новое. С 1974 года жил в Москве, работал в правлении Союза писателей, референтом в Совете министров РСФСР. 

В 1979 году Совет министров РСФСР ввел в действие нивхский алфавит, созданный Владимиром Санги на основе кириллицы, который применяется до сих пор. Это стало одной из его главных жизненных побед.

С 1990 по 1994 год он был президентом Ассоциации народов Севера. Но в 1996-м вернулся домой на родовые земли. За эти годы Санги составил нивхскую азбуку, написал учебники, которыми сейчас пользуются в школах, и издал глобальный многолетний труд «Эпос сахалинских нивхов», который опровергает теории некоторых исследователей о том, что у нивхов своего эпоса не было. 

И вот теперь новое детище – нивхско-русский словарь с современными правилами нивхской орфографии, охватывающий все фонемы, существующие в нивхском языке.

«До меня исследователи нивхского языка освоили не все фонемы,  допустили множество ошибок, последователи их повторили. Чтобы закрепить свои исследования, я занялся новой версией нивхско-русского словаря, нашел множество слов, которых не было в употреблении у других исследователей нивхской грамматики. Если новый словарь выйдет в свет, это станет научным открытием», – уверен Владимир Санги.

Книга, по словам автора, будет объемной. Только глубокое изучение языка и традиций сможет поднять любой народ с колен, в этом он видит свою миссию. Но издателя словаря пока, к сожалению, найти не удается.

«И даже если при моей жизни работа (словарь) не увидит свет, в будущем, я уверен, будет издана обязательно. Возможно, у народов Севера появится самостоятельный бюджет на издание этого труда. Сотрудники Ногликской районной библиотеки заряжают меня оптимизмом, ищут новые возможности, работа не прекращается, за это им низкий поклон», – завершает разговор собеседник.

Владимир Михайлович по-прежнему готов встречаться с читателями, особенно с молодежью, отвечать на сложные вопросы. Он обладает феноменальной памятью, точно помнит даты полувековой давности, многочисленные имена и фамилии людей, с кем выпало общаться. А исколесил он почти всю страну, лично был знаком с такими корифеями, как Чингиз Айтматов, Белла Ахмадулина, Римма Казакова, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Константин Федин… И с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным тоже общался.

Владимир Санги с Юрием Гагариным на Всесоюзном съезде молодых писателей, 1963 год. Фото: фото из фондов Ногликской районной библиотеки им. В.М. Санги

Время показало: то, что этот человек сделал для своего народа, не сделал бы больше никто. Земляки им гордятся. На вопросы о жизненных целях и ценностях мудрец ответил так: «Главная ценность – живое слово, родной язык и то богатое наследие, которое оставили нам великие русские писатели XVIII-XX веков. И очень важно, чтобы молодежь не потеряла к нему интерес».