Ради мирного неба. Как сражались островные авиаторы в годы войны

Аэропорт Южно-Сахалинск. Экипаж самолета Ил-14, 1973 год. © / Государственный исторический архив Сахалинской области

Мы продолжаем серию публикаций об участниках Великой Отечественной войны, которые храбро сражались на фронтах, а потом внесли пусть и скромный, но все равно неоценимый вклад в развитие Сахалина и Курил.

   
   

Коровы Карданова

В послевоенный период на Сахалине и Курильских островах проходили службу лучшие асы Второй мировой войны. Среди них были летчики – Герои Советского Союза. В их числе Кубати Локманович Карданов.

До войны он работал учителем в одной из сельских школ Кабардино-Балкарии. С 1939 года – в Красной Армии. Качинское авиационное училище.

В годы войны совершил более 700 боевых вылетов, лично сбил 17 вражеских самолетов и 12 – в группе. Звание Героя Советского Союза Кубати Карданову присвоено в 1943 году. Героем Советского Союза стал и его младший брат Кабард, погибший в танковом сражении на территории Западной Украины в 1944 году. Семья Кардановых – одна из 17 в России, в которых сразу двое удостоены звания Героя Советского Союза.

После войны Кубати Карданов служил в Дальневосточном военном округе: был заместителем командира, командиром 110-й истребительной авиационной дивизии 29-й воздушной армии, базировавшейся в Буревестнике на Итурупе.

Время было непростое. Корейская война, вдоль границ СССР как грибы росли военные базы США. Приходилось быть в состоянии полной боевой готовности. Но помимо этого решать и другие, не менее сложные задачи.

Вот что вспоминал сын Кубати Локмановича – Беслан, впоследствии известный врач, а тогда просто островной мальчишка:

   
   

«Произошел у нас трагический случай. Прилетел новый молодой летчик с беременной женой. Дело житейское. Родился ребенок, но молоко у женщины исчезло, а рядом ни коров, ни кормящих женщин. И погода нелетная. И ребенок погиб.

Всего, что говорил тогда отец по этому поводу, конечно, передавать не буду, но краткая суть: «Ну какие они у меня летчики, если у них дети мрут от голода?».

Сам он из крестьян, нашел где-то, пользуясь связями, «левые» деньги и, как только появилась возможность взлететь, отправил наш Ли-2 с приказом купить кучу кур, овса и прочего. Привезли. В приказном порядке каждому офицеру петуха и двух – трех кур. Мы с мамой тоже в приказном порядке кур разводили.

Следующим рейсом привезли свиней. Третьим – несколько коров и быка. Собрал солдат из казармы, тех, кто из крестьян, и сказал: кто умеет свиньями заниматься – занимайтесь, кто коровами – дал коров. Коровы и хрюшки бродили по отливу, ели морепродукты, морскую капусту. Уже на следующий год яйцами и молоком кормили не только нас, детей, но и вся казарма ела их в достатке – яиц был избыток».

Такая вот пусть и не героическая, но очень важная история.

Авиация дальнего действия

По воспоминаниям коллег, когда Николай Иванович Куренной в День Победы надевал форменный китель с наградами, у молодежи захватывало дух: два ордена Отечественной войны, два – Красного Знамени, два – Красной Звезды, медали «Партизану Отечественной войны I степени», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другие.

В рядах Красной Армии он тоже с 1939 года. Окончил Николаевскую летную школу. И всю войну в авиации дальнего действия – это тяжелые бомбардировщики.

Первый раз самолет под его командованием был подбит над Смоленском. Сам командир был тяжело ранен в грудь с повреждением легких, осколки прошлись по всему телу. Экипаж успел покинуть самолет, Куренной прыгнул последним.

Где и сколько времени он лежал в госпитале, официальная история умалчивает. Известно лишь, что вернуться в часть ему помогли бойцы партизанского отряда. И затем он с удовольствием летал к действующим в глубоком тылу врага партизанам, доставляя им

продовольствие, медикаменты и боеприпасы. От того и заслуженная партизанская медаль.

Второй раз самолет Куренного был сбит во время выполнения боевого задания в ночь с 17 на 18 сентября 1943 года. Но в этот раз командир сумел провести горящий самолет через линию фронта, после чего, убедившись в невозможности сорвать пламя, приказал экипажу покинуть самолет. Сам, как обычно, прыгнул последним.

Из приказа о награждении орденом Отечественной войны I степени от 14 октября 1943 года: «За период боевой работы имеет 60 боевых вылетов ночью и 14 вылетов днем. Из них 110 авиационного полка дальнего действия на бомбардировку ж/д узлов и аэродромов противника Карачев, Орео, Унеча, Сеща, Ольсуфьево, Моховая – 10 ночных вылетов, на бомбардирование укрепленных районов на Орловско-Курском и Ленинградском фронтах – 20 ночных вылетов».

А вот через год: «В Отечественную войну совершил 126 ночных и 15 дневных боевых вылетов. Общий налет: днем 300 часов, ночью – 426 часов. При бомбардировании 2.10.44 года порта Мемель прямым попаданием бомб был создан огромный взрыв, наблюдавшийся другими экипажами при подходе к цели. Предположительно, попадание произошло в боесклад. Бомбардируя военно-промышленный объект противника Тильзит, 14.10.44 года попаданием бомб созданы два больших очага пожара, также произвел удачную подсветку целей, которая во многом способствовала успеху бомбардирования наших экипажей. Такие примеры в боевой работе ст. лейтенанта Куренного многочисленны».

А вот из характеристики, подписанной командиром 7-го авиакорпуса дальнего действия генерал-лейтенантом авиации Нестерцевым: «Техника пилотирования отличная. Требовательный командир к себе и подчиненным. В полете вынослив. Среди личного состава полка пользуется заслуженным авторитетом бесстрашного летчика».

В качестве примера бесстрашия – авиаразведка Хельсинки, морских портов Котка, Турку, где вызывал огонь на себя, чтобы точно определить нахождение зенитных батарей врага.

Последний боевой вылет по разгрому фашистов капитан Николай Куренной совершил 1 мая 1945 года.

Со своей будущей женой Маргаритой он познакомился в годы войны, она была призвана в ряды Красной Армии в должности капитана медслужбы – в тот же авиаполк, где служил Николай.

Победу семья встретила в Германии, там у них родился сын Вячеслав. После увольнения в запас, в 1949-м, семья приехала в Южно-Сахалинск.

Николай Иванович в связи с полученными во время войны тяжелыми ранениями уже не летал, был руководителем полетов в службе движения аэропорта. Рядом, в метеослужбе, трудилась и супруга. По стопам отца пошел и сын – получил образование и летал командиром самолета Ан-2.

Воздушные ворота области

Истории участников становления гражданской авиации на островах бережно хранятся в музее островного аэропорта и Сахалинского центра обслуживания воздушного движения.

По словам старейшего сотрудника аэропорта, ветерана гражданской авиации Сталия Коняшова, в год 40-летия Победы на предприятии только в наземных службах работали 97 ветеранов Великой Отечественной войны, а летные экипажи и руководство предприятия наполовину состояли из фронтовиков.

В их числе, например, бывший летчик-истребитель Виктор Максимович Иволга. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Красного Знамени (дважды), медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Работал диспетчером, руководителем полетов и инструктором тренажера самолета Ил-14.

Помнит коллектив и легендарного бортрадиста Ольгу Ивановну Захарюженко. В годы войны – старший сержант, радиооператор 127-го отдельного батальона связи 11-го стрелкового корпуса (4-й Украинский фронт). Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». В Южно-Сахалинске летала в авиаотряде бортрадистом, а когда списали с летной работы – в наземных службах.

В суровую послевоенную пору их трудовые будни граничили с героизмом. Благодаря этим людям регион сумел в кратчайшие сроки обеспечить надежное авиасообщение между островами и материком.

Напомним, аэропорт Южно-Сахалинск является ровесником Победы, его история началась в 1945 году, когда на военном японском аэродроме приземлились летчики, открывшие трассу Хабаровск – Южно-Сахалинск.