В 2023 году исполняется 100 лет со дня основания гражданской авиации России. 9 февраля 1923 году в нашей стране официально появился воздушный флот. Это профессиональный праздник людей, которые заняты в перевозках грузов и пассажиров.
Место работы - небо
Оказавшись в аэропорту Южно-Сахалинска, взгляд пассажира притягивают небольшие самолеты в яркой необычной ливрее с зеленой веточкой лиственницы и надписью Taiga на правом и левом бортах. Уже два года они выполняют регулярные перелеты по местным маршрутам в Сахалинской области. Мы побывали на борту воздушного судна и побеседовали о буднях малой авиации с главным пилотом летного подразделения DHC-6 авиакомпании «Тайга» Иваном Белоусовым.
Командир как раз готовится к вылету в Советскую Гавань, это регулярный пассажирский рейс (выполняется пять раз в неделю). Самолет также перевозит сахалинцев по направлениям, востребованным у населения – в Александровск-Сахалинский, Зональное, Ноглики, Шахтерск, Леонидово, Смирных.
Некоторые пассажиры наверняка знают этого парня в лицо – крылатая машина с открытой кабиной пилота позволяет не только видеть, как там всё устроено, но и напрямую обратиться к командиру, почувствовать себя единой командой. В этом особенность маленького воздушного судна.
Весь экипаж – это два пилота, здесь нет бортпроводника, рейсы короткие и длятся не более полутора часов. Самый длинный рейс – в Александровск (по расписанию длится два часа). Самолет рассчитан на 19 пассажиров, условия полета, по словам Ивана, ничем не отличаются от самолетов большей вместимости, не считая нюансов: на борту нет туалета, как нет и возможности размяться стоя.
«Зато вид намного живописнее и красочнее, – улыбается Иван, – особенно летом, бывает, летим на расстоянии 600 – 800 метров над землей. Когда выполняешь рейс вдоль побережья, например, из Южно-Сахалинска в Смирных, или в Шахтерск. Так хорошо видны горы, прибрежные скалы и синева воды».
Ивану 34 года, родился в Якутии. В 2011-м окончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, работал в Мирном, затем в Якутске. В авиации 11 лет. На Сахалин приехал год назад. Потомственный летчик, его отец Игорь Анатольевич Белоусов всю жизнь проработал в Якутии пилотом вертолета Ми-8.
Мал, да удал
Самолет Де-Хэвиленд Канада DHC-6 Твин Оттер надежен и прост в управлении, рассказывает командир. Первый был передан в эксплуатацию в 1966 году. Серийное производство велось компанией de Havilland Canada и продолжалось до 1988 года. В 2007-м производство самолетов было возобновлено канадской авиастроительной компанией Viking Air. Первые самолеты новой модификации Series 400 переданы заказчику в 2010 году. Предназначен, в принципе, чтобы садиться на неподготовленные, грунтовые площадки ограниченных размеров аналогичных посадочных площадкам для Ан-2. Собеседник уточняет, что вполне достаточно 600 – 800 метров полосы для выполнения регулярных безопасных полетов. Словом, 60 метров ширины и 600 метров длины вполне достаточно, чтобы совершить посадку. Может использоваться под санавиацию, лесоохрану, возит туристов по всем направлениям.
«На северах незаменимая вещь. Ставятся лыжи, поплавки, колеса увеличенного размера, чтобы садиться на побережье. Такой самолет будет востребован всегда, особенно на островах», – уверен пилот.
Преимущества машины в том, что наземное обслуживание – вне базового аэропорта, заправка и так далее возможны силами пилотов. При наличии метеоусловий полеты на площадки могут выполняться визуально без необходимости установки наземного оборудования для посадки.
И во всех ситуациях ответственность за людей несет пилот, поэтому надеяться обязан не только на умные навигаторы, но и на свои руки, голову и профессионализм.
В экстремальные ситуации за время сахалинской практики Иван Белоусов не попадал, рассказал, что единственный раз женщине в полете из Южно-Сахалинска в Александровск-Сахалинский стало плохо, запросили диспетчера, вернулись в Южный, подъехала скорая. Но пассажирка сказала, что ей уже лучше и она хочет домой, в Александровск.
Бывали и экстренные рейсы. Например, в дни декабрьской трагедии в результате взрыва дома в Тымовском. Во время мобилизации выполняли чартерные рейсы из Зонального по перевозке мобилизованных сахалинцев. Работа пилота обязывает быть готовым сесть за штурвал в любое время суток.
Перевез семью на Сахалин
«Я ничуть не жалею, что попал на Сахалин, всё здесь нравится, начиная от климата и заканчивая условиями работы. Коллектив небольшой и очень дружный. У нас все друг друга знают, не то, что в больших авиакомпаниях. Да и пассажиры люди очень добродушные, понимающие. Эти маршруты, как показывает практика, очень востребованы для отдаленных городов и поселков. Одно дело, когда в Александровск нужно добираться порядка 8 часов на автобусе либо на поезде до Тымовского и далее на автобусе, и другое самолетом. Люди очень рады и благодарны», – рассказал Иван.
На вопрос, о чем мечтает пилот, Иван улыбается. Пожалуй, полетать на Курилы, учитывая многопрофильность самолета. И уточняет, что «Тайга» может находиться в воздухе порядка 6-7 часов, достигая скорости 250-280 км в час.
О самолетах мы поговорили достаточно, осталось спросить романтика дальних дорог о семье. Женат, воспитывает дочь. Уже перевез семью на Сахалин, авиакомпания предоставила служебное жилье.
«Тем, кто лишь собирается посвятить жизнь авиации, могу сказать известную истину: если хочешь, то не бойся, если боишься – не делай. И, главное в нашей профессии, не падать духом в любой ситуации. Авиация это такие синусоиды – сегодня плохо, не можешь найти своё место за штурвалом, учитывая сложные времена, а завтра всё наладится. Уверен, что через полгода, максимум через год, самолеты начнут снова летать по всем привычным и даже новым маршрутам», - подытожил Иван Белоусов.