Прирастая интеллектом. На Сахалине внедряют передовые цифровые решения

Участие в первом интенсиве принимают 50 педагогов. © / Пресс-служба правительства Сахалинской области

Искусственный интеллект для многих по-прежнему что-то из области фантастики. А между тем он все активнее внедряется в повседневную жизнь, и Сахалинская область здесь в числе лидеров.

   
   

Цифровые парты

Основам искусственного интеллекта и применению его инструментов в работе начали обучать островных учителей. Пилотный проект запущен правительством региона при поддержке Сбера на базе «Школы 21».

С участниками первого потока обучения встретился губернатор Валерий Лимаренко.

«Я окончил советскую школу и уверен, что эта система образования была лучшей. До сих пор, к примеру, все учатся физике по учебнику Ландау, как и по Станиславскому – все артисты. Но за последние десятилетия произошла цифровая революция, которая изменила мир и сформировала новые общественно-экономические отношения. Важно, сохраняя фундамент нашего образования, сделать его современным», – отметил глава региона.

Участие в первом интенсиве принимают 50 педагогов-предметников и учителей начальных классов. Во время обучения они получат прикладные навыки использования ИИ как в рабочем процессе, так и при взаимодействии с учениками.

«Для нас это важно, потому что выпущенные на рынок труда школьники будут работать в новой реальности, используя данный инструмент. Поэтому необходимо, чтобы учителя могли обучать работе с ИИ детей и применять его сами. За летний период мы планируем подготовить еще 100 человек, до конца этого года – не менее 500 педагогов», – прокомментировала министр образования области Анастасия Киктева.

В регионе уже внедряются Al-инструменты в системе образования. Островные педагоги активно используют разработанный Сбером сервис «Ассистент преподавателя»: он способен переводить аудиозапись урока в текст, анализировать качество занятий и предоставлять рекомендации по его повышению. Островные учителя доверяют цифровому помощнику и проверку домашних заданий.

   
   

Сценарии применения

Напомним, что первый Центр искусственного интеллекта был учрежден Сбером совместно с правительством области и СахГУ еще в марте 2023 года – для создания новых моделей ИИ, направленных на развитие региона.

Что же касается проекта «Школа 21», то за время его действия на обучение в сфере ИТ поступило 108 участников, из которых 5 уже трудоустроены в ИТ-компании области. По результатам проведенного Сбером рейтингования, сахалинский кампус «Школы 21» признан лучшим в стране по качеству обучения по итогам четвертого квартала 2024 года.

Все эти образовательные наработки уже воплощаются в практику. На сегодняшний день все органы исполнительной власти области имеют задачи по применению в своей работе технологий искусственного интеллекта, и в регионе сейчас используется порядка 70 сценариев применения ИИ. Al-инструменты анализируют рентген-снимки и медицинские карты пациентов, помогают распознавать пожары, дефекты на дорогах, места несанкционированных свалок, завалы на реках и так далее.

В частности, Сахалинская область первая в России внедрила искусственный интеллект для мастер-планирования и ускорения процессов развития территорий.

Этот опыт уже признан на федеральном уровне.

На старте карьеры

А вскоре основой для подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов в этой сфере станет строящийся сейчас научно-образовательный центр СахГУ. Он позволит молодежи получать качественное высшее образование, не покидая остров, и обеспечит регион профессионалами в сфере IT, науки и инновационных технологий. Экономика островов пополнится IT-специалистами, учеными и инженерами, что создаст основу для технологического развития территории, аудитории будут оснащены передовой техникой, включая VR-лаборатории, мощные компьютеры и оборудование для исследований, появятся новые рабочие места, а местные предприятия смогут сотрудничать с вузом в подготовке кадров. 

«Этот проект не просто новый корпус, а инвестиции в будущее. Мы создаем условия, при которых талантливые ребята смогут получать образование мирового уровня здесь, а затем применять свои знания на благо родного региона. Это важный этап в формировании инновационной экономики и повышении качества жизни на острове», – считает министр цифрового и технологического развития области Александр Снегирев.

В планах – создание на базе центра исследовательских кластеров, стартап-инкубаторов и партнерских программ с крупными компаниями.

«Оснащение центра соответствует самым высоким стандартам – студенты будут работать на оборудовании, которое используют ведущие технологические компании. Кроме того, мы активно привлекаем к сотрудничеству IT-корпорации и научные организации, чтобы выпускники сразу включались в реальные проекты. Это не просто учеба – это старт карьеры в перспективных отраслях», – прокомментировал замминистра цифрового развития Сергей Коцуконь.

Строительство кампуса СахалинТех ведется в рамках нацпроекта «Молодежь и дети», который реализуется по поручению президента РФ Владимира Путина.

Надо строить больше школ

Безусловно, качество образования впрямую зависит не только от новшеств, но и от старых, давно проверенных способов и методов. Один из них – строительство новых школ, не только улучшающий условия получения знаний, но и позволяющий уйти от так называемых вторых-третьих смен.

За последние годы в Сахалинской области ввели в строй 12 новых школ, создали более 5000 дополнительных мест. Сегодня возводят три школы и еще одну школу-детский сад. Это еще свыше 2700 мест.

Однако есть проблемы. На недавней прямой линии губернатора были заданы вопросы, например, о строительстве современной школы в Поронайске.

В ответ прозвучало, что работы планируется начать в 2026 году, сдать школу должны к началу нового учебного года в 2027-м.

Жителей Северо-Курильска волновала судьба их строящейся школы. Губернатор ответил, что к Дню знаний открыть ее, к сожалению, не успеют. Сдадут объект к концу 2025 года. Работы затянулись из-за недобросовестного подрядчика, который не раз срывал сроки. Пришлось разорвать контракт, привлечь нового подрядчика и исправлять ошибки, допущенные при строительстве.

Не все гладко и в Южно-Сахалинске. Да, в ЖК «Горизонт» завершилось строительство новой школы. Здесь более 500 учеников смогут заниматься в классах, оснащенных новейшим оборудованием. Но в находящемся на другом конце города ЖК «Уюн парк» строительство школы тоже давно назрело. Детям приходится каждый день отравляться на учебу в разные части областного центра. Между тем выделение земли под новую школу на 550 мест в затянулось. Причем из-за чей-то нерасторопности. Глава региона потребовал немедленно принять меры. И провести служебное расследование, выявить и наказать виновных.

Министр строительства области Николай Давыдов сообщил, что подрядная организация будет определена до конца июля. Планируется, что разработка всей проектной документации завершится до осени. В августе начнется обустройство строительной площадки. Ввести школу в эксплуатацию должны к 1 сентября 2027 года.