Здесь мой причал. 101-й день рождения отметила сахалинка Анастасия Дроздова

25 апреля Анастасии Андреевне дроздовой исполнился 101 год. © / Из личного архива Анастасии Дроздовой

Праздничного шума вокруг своего имени эта женщина не любит, как и рассказывать о бедах военного лихолетья. 101-летняя жительница Холмска Анастасия Дроздова считает, что ее поколение прожило счастливую жизнь, невзирая ни на какие катаклизмы.

   
   

В 1946-м по направлению Наркомздрава она из Москвы приехала на Сахалин на три года, но остров её назад не отпустил.

Москва 1941-1945

Анастасия Дроздова, в девичестве Шмакова, родилась 25 апреля 1923 года в деревне Павловка Новодеревенского района Рязанской области. В начале 1930-х семья была раскулачена, отца сослали в Сибирь, там и пропал. У матери забрали весь домашний скот, и восемь детей, пожив впроголодь, отправились искать, куда податься из деревни. Анастасия в 11 лет перебралась жить в Москву к старшей сестре, с утра до ночи за еду нянчила детей родственников. В первый класс школы пошла лишь в 14 лет.

Анастасия Шмакова (первая справа) с матерью Анной и сестрами, 1930-е годы, Москва, Ховрино. Фото: Из личного архива Анастасии Дроздовой

В начале войны ей было уже 16, устроилась работать учеником, затем контролером на заводе САМ (счётно-аналитических машин) по выпуску телефонов и радиостанций. Мечтала о фронте. В семье сохранился аттестат о ее окончании курсов медсестер в 1941-м — гордится, что сумела без отрыва от производства с отличием всего за два месяца окончить двухгодичные курсы. На фронт не отправили, но никто не ожидал, что он окажется настолько близко.

1 января 1942-го девушка приняла военную присягу, поступив на военную службу санинструктором в 301-й отдельный батальон МПВО Бауманского района Москвы, там и прослужила до августа 1945-го. Во время авианалётов в составе сандружин сопровождала население в бомбоубежища, высматривала на крышах самолёты противника, помогала тушить зажигательные бомбы. Работа эта требовала изрядного мужества.

Из восьми ее братьев и сестер все мужчины ушли на фронт, а женщины в Москве пережили суровые испытания. Сегодня наша героиня — последняя из Шмаковых.

О  ликующей в победные дни столице она говорит со слезами.  И вспоминает, как в 1946-м распоряжением Наркомздрава СССР ее на три года командировали на дальние рубежи поднимать медицину. Но наша героиня проработала в системе здравоохранения Сахалинской области  — всю жизнь.

   
   

У берегов Татарского пролива

«Помню, 15 дней мы добирались на остров на поезде и еще три дня на пароходе, — вспоминает о тех временах Анастасия Андреевна. — Нас было три медсестры, мы были одними из первых прибывших  поднимать здравоохранение в морском порту Маока (в августе 1945-го город был освобожден от японцев, и в 1946-м ему было дано название Холмск). Жили рядом с оставшимися японцами, их тоже лечили, а те в знак благодарности помогали продуктами — рыбой, картошкой, капустой, чтобы мы выжить смогли. Ютились в японском двухэтажном домишке с печным отоплением, там, в распадке, поселились около 10 семей. Спасали огороды и хозяйство, жили мы тесно, но весело, всем друг с другом делились».

Анастасия Дроздова (первая слева) с коллегами, 1953 год, Сахалин, Холмск. Фото: Из личного архива Анастасии Дроздовой

Очень уж ей полюбился «город на холмах» на берегу Татарского пролива. В 1951-м встретила здесь Николая Дроздова, бывшего узника немецкого концлагеря, а в советские годы докера-передовика, его именем было названо пассажирское судно. В Холмске родились два их сына Михаил и Вячеслав. По словам Вячеслава, мама несколько лет работала в госпитале медсестрой, позже выучилась на лаборанта и трудилась в местной поликлинике. И так долгие годы. Мужа похоронила в 1973-м. Ушла на пенсию в 80-летнем возрасте, в 2002 году.

Самый счастливый день

Награждена медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», юбилейными и правительственными трудовыми медалями, в том числе «За доблестный труд» и «Ветеран труда».

Анастасия Дроздова, 1970-е годы, Холмск. Фото: Из личного архива Анастасии Дроздовой

Сейчас Анастасия Андреевна уже не помнит многого из того, что происходило в 40-50-х. Говорит, советские люди жили просто и честно — много работали, громко кляли Гитлера, иногда говорили шепотом что-нибудь запретное, по праздникам пили водку, плакали, рожали детей. Самым счастливым в жизни она называет день, когда закончилась война. И еще тот, когда приняла решение: «Здесь, на острове, мой причал».

В свои 101 год Анастасия Дроздова чувствует себя бодро, живет с сыном и старается по праздникам готовить семье пироги. Силы еще остались, улыбается она. У Дроздовых богатое наследие — 7 внуков и 10 правнуков.