В Углегорске ликвидировали японское наследие города

В приморском городе покрошили остатки японских бетонных ворот © / Углегорские новости

На улице Красноармейской в Углегорске, в паре десятков метров от районной администрации, рабочие с помощью тяжелой техники покрошили остатки японских бетонных ворот, которые с детства знакомы каждому жителю приморского город под названием «печки».

   
   

Эти «печки» — столбы ворот японской начальной школы № 3 Эсутору (прежнее японское название города). Впоследствии — средней школы № 1 Углегорска, которая сгорела еще в далеком 1964 году. Старожилы города вспоминают: Пожар начался из-за нелепости: завхоз отогревал трубы отопления паяльной лампой. В пожарной машине не оказалось воды, поэтому школа сгорела дотла. Сохранились только вот эти бетонные столбы.

На вопрос местных журналистов, зачем понадобилось уничтожать фрагменты ворот, которые и не мешали-то никому, рабочие лишь пожали плечами. Мол, распоряжение начальства. Представитель МБУ «УДТХ» Андрей Нечепуренко признался, что да, сломали японское. Ну вот так получилось. Потому что — благоустройство.

— Хотим благоустроить это место, — сказал А. Нечепуренко. — Подвинем эти «головки», отсыпем щебёночкой, поставим остановочку. Она тут должна быть. Скоро холода, люди мёрзнут.

«Чудом уцелевший в годы, когда до сохранения истории в принципе никому дела не было. Бетонный столб сдался в год 75-летия Углегорского района, когда о туристической привлекательности Сахалина и Курил, сохранении их прошлого говорится как никогда много и часто», — написала об этом событии районная газета «Улегорские новости».

Сегодня в Углегорском краеведческом музее хранятся уникальные скульптуры псов-стражников, которые в 40-х годах прошлого века высились на постаментах перед входом в храм Эсутору дзиндзя. Эту находку в 1998 году отыскал углегорский историк Алексей Колесников. Объяснив историческую и культурную ценность скульптур, он передал их в местный музей — для «сохранения и широкого доступа населения».

— Эти сооружения были частью исторического городского пейзажа, — поделился Алексей. — Когда мы говорим про историю Родины, мы не ведём отсчёт, например, с 1945 года. Или 1905-го. Не бывает истории, которая делится на главы. Есть история места: она началась до нас и закончится гораздо позже нас. И вносить коррективы в эту историю вот таким варварским, чудовищным, непростительным образом — это преступление, — поделился историк.