Примерное время чтения: 6 минут
17

Будни Итурупа. Храмы и дороги Курильских островов

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 23. "АиФ - Сахалин-Курилы" №23 04/06/2025
Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор рассказал Валерию Лимаренко о будущем храме.
Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор рассказал Валерию Лимаренко о будущем храме. Пресс-служба правительства Сахалинской области

Рабочая поездка губернатора и членов правительства области в Курильский район традиционно получилась очень насыщенной. Здесь происходит немало знаковых событий.

Сила духа

В школе райцентра, которой в 2023 году по инициативе учеников, их родителей и педагогов было присвоено имя погибшего в зоне СВО Героя России Эдуарда Норполова, завершился региональный военно-патриотический слет по основам начальной военной подготовки. Он собрал на Итурупе 48 школьников из семи муниципалитетов. Победителем слета стала команда школы Курильска, второе место заняла команда Южно-Сахалинска, третье — школьники Долинска.

Глава региона поздравил победителей слета и торжественно передал в школьный музей личные вещи Нарполова — его форму, Звезду Героя, медаль Жукова и другие ведомственные награды.

Героев на Итурупе, где немало участвовавших (и участвующих) в боевых действиях, чтят. Силами энтузиастов и спонсоров здесь начинается строительство сквера в память об участниках СВО. На территории уже возведена часовня. На средства частного инвестора также будет обустроена аллея с мемориальными тумбами, созданы места для отдыха с уличным освещением, архитектурной подсветкой и озеленением.

А еще члены делегации приняли участие в торжествах по поводу закладки памятной капсулы в основание будущего православного храма святых апостолов Петра и Павла.

Ипотека и спортшкола

Но, помимо заботы о возвышенном, на отдаленном курильском острове приходится решать и жизненные проблемы.

Например, не слишком много здесь возводится нового жилья.

«У нас сегодня строится трехэтажный жилой дом под программу расселения из аварийного жилфонда. Разработана проектная документация, и в планах в следующем году начать строительство еще одного трехэтажного многоквартирного дома», - рассказал на встрече с жителями министр строительства области Николай Давыдов.

А потому от островитян последовало предложение распространить дальневосточную ипотеку на вторичный рынок.

«У нас есть дальневосточная ипотека для учителей, но она распространяется только на новые жилые площади, но не на вторичное жилье. Поэтому воспользоваться ей невозможно. Возможно ли снятие этих ограничений у нас на острове?» - спросили курильчане.

«Именно на Курильских островах считаю справедливым ипотеку давать на вторичное жилье. Уверен, здесь есть свободный жилфонд, который пустует. Будем направлять данный вопрос в Правительство РФ», - ответил глава региона.

Что касается имеющегося жилого фонда, то здесь проблемы традиционные для всей области. Например, сырые подвалы. Правда, их здесь немного, всего 20, в этом году запланировано устранить затекания в пяти, но, возможно, удастся сделать больше.

Есть проблемы с кровлями, фасадами. Все они в планах капитального ремонта, но он затягивается и делается не всегда качественно.

Волнует курильчан и мусорная проблема.

«Курильск вошел в число городов ДФО, где растет численность населения. Это очень хорошо, но отходов также становится все больше. Когда, наконец, в Курильском районе построят мусоросжигательный завод?» – поинтересовались жители муниципалитета.

Выяснилось, что дело непростое, но оно движется. Завершается государственная экспертиза проекта, в сентябре подрядчик собирается приступить к работам.

Некоторые вопросы решаются достаточно просто.

Например, прозвучал вопрос:  почему в Курильске, в отличие от других райцентров, нет спортшколы?

Министр спорта области Артем Подшивалов только пожал плечами. Это чисто административное решение — принимайте его и все. Ничего строить не надо. В райцентре огромный физкультурно-оздоровительный комплекс. Организовать на его базе новое учреждение достаточно просто. Нужны дополнительные тренеры и инструкторы? Подыщут.

Туризм. И не только

И традиционно волнуют островитян транспортные проблемы.

Например, дороги. Уже надо строить новый мост через реку Курилку. Он строился в 1998 году как временное сооружение. За 30 лет эксплуатации разрушилась вся его металлическая основа.

Жители села Горного попросили сделать нормальную дорогу. Не асфальт, обычную грунтовку. Дело в том, что в село ведут две дороги. Одна полностью разбита, и автомобилисты пользуются более удобным проездом по пляжу бухты Касатка. Но море есть море — приливы, отливы, шторма, зимой ледяные набросы…

Вопрос принят в работу.

И, конечно, авиасообщение. 

«Сейчас у нас нет билетов на август, но люди строят свои планы, покупают билеты заранее. Выпускники выезжают для поступления в вузы. Возможно ли открытие продажи авиабилетов для местных жителей на конец лета?» - спросила курильчанка.

«Да, возможно. Мы увеличили частоту рейсов вдвое, но билетов все равно не хватает. В первое полугодие повышать цены не стали, сейчас ориентируемся на туроператоров и перевозчиков, отсюда и не открыты продажи на второе полугодие. В ближайшее время будем принимать решение», - ответил Валерий Лимаренко.

А по итогам поездки поделился планами развития здесь туризма. Они очень амбициозные. Например, нужно не только больше самолетов, но и вертолеты нужны. Уже сейчас на остров на частных «джетах» прилетают VIP-туристы и очень хотят вертолетных экскурсий по островам.

А для жителей острова в этом году начнет действовать регулярный автобусный маршрут на «Кипящую речку» вулкана Баранского.

Непростой взлет

Развитие туризма требует модернизации всей транспортной инфраструктуры.

В частности, новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту Южно-Сахалинска - это стратегический как для туризма, так и для всей для области объект. Она позволит принимать все типы воздушных судов без ограничений. Будут снижены эксплуатационные метеоминимумы, а это означает повышение регулярности рейсов и исключение сбоев из-за неблагоприятных погодных условий. Следовательно, увеличится пассажиропоток. В течение 10 лет его планируется нарастить до 2 млн пассажиров в год.

Контракты на ее строительство были заключены еще в конце 2021 года. Но затем по разным причинам подрядчик — компания «РСК» - начал все больше и больше выбиваться из графика, а в конце прошлого года вообще остановил работы на объекте. Руководству области пришлось практически вручную заниматься антикризисным управлением. В результате был привлечен опытный субподрядчик – компания «ИнСет». Строительство снова вышло в активную фазу. Но тем не менее на сегодня уровень технической готовности важного инфраструктурного объекта – всего 45%.

«Нужна одна рулежная дорожка и полностью забетонированная полоса, а также объекты радиотехнического обеспечения полетов и очистные сооружения. Этот этап планируем завершить к сентябрю 2026 года.  На последующие этапы можно оставить вторую и третью рулежные дорожки и реконструкцию концевых частей существующей полосы», – пояснил и.о. директора ООО «ИнСет» Валерий Петруновский.

Сегодня на объекте задействовано 75 человек и 18 единиц техники. В июне планируется увеличить численность до 248 человек, в июле – до 466.

Но проблемы все равно еще есть. Например, подрядчик рассказал побывавшему на стройке губернатору об очередных финансовых неурядицах.

«Нет оперативности со стороны банка по сопровождению наших платежей. С момента подачи заявки до двух недель может занимать согласование», – сказал Петруновский.

Глава региона поручил зампреду регионального правительства Роману Остапенко подготовить письмо в адрес финансовой организации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

ТОП-5 читаемых

Самое интересное в регионах