Аргументы и Факты
sakhalin.aif.ru
16+
Сахалин
Аргументы и Факты
sakhalin.aif.ru
16+
Сахалин
Примерное время чтения: 9 минут
437

Подорожание на миллионы. Новый утильсбор ударит по автовладельцам Сахалина

Андрей Борисов / АиФ - Сахалин

Масштабные изменения ждут автомобильный рынок, если с 1 ноября 2025 года вступит в силу новая методика расчета утилизационного сбора. В случае принятия соответствующих поправок в законопроект, пользующиеся спросом у жителей Сахалинской области кроссоверы и внедорожники сильно подорожают. Причем нововведения отразятся как на автосалонах, так и на вторичном сегменте. Журналист sakhalin.aif.ru поговорил с экспертами и автовладельцами на этот счет. Спойлер: стабильности ждать не стоит.

Утильсбор с 1 ноября 2025 года: что именно хотят поменять

Ключевая идея проекта Минпромторга (внесение правок в постановление №  1291 от 26 декабря 2013 года) — привязать утильсбор не только к типу (объему) двигателя, но и к мощности.

Льгот для машин свыше 160 л.с. не остается (независимо от объема). Для физических лиц сохраняют льготные 3 400–5 200 рублей, но только если мощность до 160 л.с. 

Для электромобилей и последовательных гибридов порог льготной ставки еще ниже — приблизительно 80 л.с. (58,84 кВт). Все, что мощнее, считается «коммерческим» и облагается полной ставкой.

По диапазонам обсуждаются такие ориентиры:

  • до 160 л.с. — 667 000 рублей;
  • 160–190 л.с. — 750 000 рублей;
  • при ряде объемов (например, 2–3 л) — до 2,1 млн рублей.

Отметим, что заложена прогрессивная шкала до 2030 года [индексацию проводят ежегодно — прим. ред.]. 

Льгот для машин свыше 160 л.с. не остается
Льгот для машин свыше 160 л.с. не остается Фото: АиФ - Сахалин/ Андрей Борисов

Что такое утильсбор?

Утилизационный сбор — обязательный платеж при ввозе или производстве авто, призванный покрыть будущие расходы на экологичную утилизацию. Его платят и производители в России, и импортеры (включая юрлица и физических лиц). Для «коммерческого» ввоза сумма включается в конечную цену — по факту платит покупатель.

Почему это важно именно для Сахалинской области?

Сахалин традиционно зависит от «праворульного» ввоза и востребованности полноприводных и мощных машин. Новая методика бьет сразу по трем болевым точкам региона:

  • Импорт мощных праворульных машин (включая гибриды и электрички) резко дорожает.
  • Смещение спроса в сегмент до 160 л.с. создает дефицит «проходных» моделей и толкает цены вверх «за компанию».
  • Обслуживание тоже станет дороже: НДС «проедет» по всей цепочке — от запчастей до работ СТО [про НДС подробнее — ниже — прим. ред.].

Рынок уже лихорадит: что говорят эксперты и участники

По словам автоэксперта союза «ОСА», DAAUTO («ДААВТО») Даниила Ляшок, ситуация на рынке автомобилей сейчас нестабильная.

«Спрос взлетел — многие пытаются успеть до 1 ноября. Мы уже приостановили прием заявок на авто свыше 160 лошадиных сил. Если примут в обсуждаемом виде, массовый сегмент вырастет на 10–20%, через год — уже около 20% и выше, а премиум — еще сильнее. Хотелось бы верить в доработку проекта или перенос», — отметил Даниил Ляшок в беседе с sakhalin.aif.ru.

Автор и владелец Telegram-канала «Автолента» Анна Ромахина подчеркнула, что повышение утильсбора напрямую ударит по стоимости и новых, и подержанных автомобилей. 

«Машины мощнее 160 л.с. подорожают на сотни тысяч, иногда — до 900 тыс. рублей. Абсурдность в том, что два авто с одинаковым объемом 1,5 литра могут облагаться по-разному — все решат „лошадиные силы“. Модели до 1 литра почти не пострадают (скорее всего, их качнет лишь курс). А в диапазоне 1–2 литра спрос „переедет“ к тем версиям, что не попадают под утильсбор — и они подорожают из-за ажиотажа. Базовый тренд очевиден: рынок поднимется в цене и перестроится. Вероятно, документ примут в смягченной версии (ставки могут урезать хотя бы вдвое), но удорожание в любом случае неизбежно», — добавила она. 

Самый уязвимый сегмент — «зеленые» машины

По оценке экспертов, последовательные гибриды и электрокары получают самый жесткий удар, потому что даже при «скромном» объеме ДВС (или его отсутствии) у них высокая электрическая мощность, от которой теперь и «пляшет» коэффициент.

Пример из практики декларантов: LiXiang L7 (30-минутная мощность 145 кВт) — по новой сетке утильсбор составит 1 828 000 рублей (для авто до трех лет). 

«Для таких автомобилей, как, например, LiXiang, ZEEKR утильсбор из „символических“ 4–5 тысяч рублей превращается в сотни тысяч и миллионы, а итоговая цена на рынке — в другой класс доступности. Так что думаю, что сокращение предложения в премиум-сегменте „зеленого“ транспорта практически неизбежно», — прокомментировал житель Южно-Сахалинска, владелец LiXiang L7 Александр Горбунов

LiXiang L7
LiXiang L7 Фото: Редакция АиФ Сахалин/ Александр Горбунов

«Второй этаж» подорожания: НДС 22% с 2026 года

Министерство финансов предлагает повысить НДС до 22% с 1 января 2026-го. Формально это +2 процентных пункта, но на длинной цепочке «производитель-поставщик-дилер-сервис» прибавка накапливается.

Из-за повышения налога дороже станут комплектующие, работы сервисов технического обслуживания (СТО), страхование и логистика. Следовательно, и машины прибавят в цене. 

Порог по «упрощенке» хотят снизить с 60 млн до 10 млн рублей — поэтому многие СТО, автомойки, мелкие сервисы уйдут на общий режим и начнут выставлять чеки с НДС, что автоматически поднимет прайс конечному клиенту.

Что делать покупателю прямо сейчас

Во-первых, определиться с горизонтом владения. Если планировали покупку мощнее 160 л.с. или EV/последовательный гибрид, «окно» до 1 ноября — последний шанс войти по старым правилам.

Во-вторых, смотреть на альтернативы: версии до 160 л.с., негибридные модификации, «проходные» комплектации. 

Мощность двигателей Toyota Yaris Cross — от 91 до 125 л.с.
Мощность двигателей Toyota Yaris Cross — от 91 до 125 л.с. Фото: АиФ - Сахалин/ Андрей Борисов

В-третьих, закладывать бюджет на владение: техобслуживание и страховки подорожают вслед за НДС.

И, наконец, проверять мощность в кВт. Для расчета коэффициента Минпромторг оперирует кВт (1 кВт = 1,35962 л.с.). Разница «на бумаге» может увести модель авто в другой ценовой класс.

Бизнесу в свою очередь необходимо пересчитать прайсы и маржинальность с учетом «двухэтажного» роста (утиль + НДС). Кроме того, следует усилить «порог до 160 л.с.»: расширить склад, маркетинг и трейд-ин по «проходным» версиям.

Ну и, наконец, дилерам, сервисным центрам нужно поработать над коммуникацией: клиентам важно объяснить почему и на сколько дорожает машина или сервис.

Ранее aif.ru сообщал, что депутат Госдумы Николай Арефьев заявил, что новый утилизационный сбор на ввозимые в РФ легковые автомобили может спровоцировать рост инфляции и не приведет к пополнению бюджета. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

ТОП-5 читаемых

Самое интересное в регионах