Примерное время чтения: 6 минут
645

600 метров над землей. О малой авиации под крылом дальневосточной «Тайги»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ - Сахалин-Курилы" №3 18/01/2023

В 2023 году исполняется 100 лет со дня основания гражданской авиации России. 9 февраля 1923 году в нашей стране официально появился воздушный флот. Это профессиональный праздник людей, которые заняты в перевозках грузов и пассажиров.

Место работы - небо

Оказавшись в аэропорту Южно-Сахалинска, взгляд пассажира притягивают небольшие самолеты в яркой необычной ливрее с зеленой веточкой лиственницы и надписью Taiga на правом и левом бортах. Уже два года они выполняют регулярные перелеты по местным маршрутам в Сахалинской области. Мы побывали на борту воздушного судна и побеседовали о буднях малой авиации с главным пилотом летного подразделения DHC-6 авиакомпании «Тайга» Иваном Белоусовым.

Командир как раз готовится к вылету в Советскую Гавань, это регулярный пассажирский рейс (выполняется пять раз в неделю). Самолет также перевозит сахалинцев по направлениям, востребованным у населения – в Александровск-Сахалинский, Зональное, Ноглики, Шахтерск, Леонидово, Смирных.

Фото: Фото автора

Некоторые пассажиры наверняка знают этого парня в лицо – крылатая машина с открытой кабиной пилота позволяет не только видеть, как там всё устроено, но и напрямую обратиться к командиру, почувствовать себя единой командой. В этом особенность маленького воздушного судна.

Весь экипаж – это два пилота, здесь нет бортпроводника, рейсы короткие и длятся не более полутора часов. Самый длинный рейс – в Александровск (по расписанию длится два часа). Самолет рассчитан на 19 пассажиров, условия полета, по словам Ивана, ничем не отличаются от самолетов большей вместимости, не считая нюансов: на борту нет туалета, как нет и возможности размяться стоя.

«Зато вид намного живописнее и красочнее, – улыбается Иван, – особенно летом, бывает, летим на расстоянии 600 – 800 метров над землей. Когда выполняешь рейс вдоль побережья, например, из Южно-Сахалинска в Смирных, или в Шахтерск. Так хорошо видны горы, прибрежные скалы и синева воды».

Ивану 34 года, родился в Якутии. В 2011-м окончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, работал в Мирном, затем в Якутске. В авиации 11 лет. На Сахалин приехал год назад. Потомственный летчик, его отец Игорь Анатольевич Белоусов всю жизнь проработал в Якутии пилотом вертолета Ми-8.

Мал, да удал

Самолет Де-Хэвиленд Канада DHC-6 Твин Оттер надежен и прост в управлении, рассказывает командир. Первый был передан в эксплуатацию в 1966 году. Серийное производство велось компанией de Havilland Canada и продолжалось до 1988 года. В 2007-м производство самолетов было возобновлено канадской авиастроительной компанией Viking Air. Первые самолеты новой модификации Series 400 переданы заказчику в 2010 году. Предназначен, в принципе, чтобы садиться на неподготовленные, грунтовые площадки ограниченных размеров аналогичных посадочных площадкам для Ан-2. Собеседник уточняет, что вполне достаточно 600 – 800 метров полосы для выполнения регулярных безопасных полетов. Словом, 60 метров ширины и 600 метров длины вполне достаточно, чтобы совершить посадку. Может использоваться под санавиацию, лесоохрану, возит туристов по всем направлениям.

Фото: Фото автора

«На северах незаменимая вещь. Ставятся лыжи, поплавки, колеса увеличенного размера, чтобы садиться на побережье. Такой самолет будет востребован всегда, особенно на островах», – уверен пилот.

Преимущества машины в том, что наземное обслуживание – вне базового аэропорта, заправка и так далее возможны силами пилотов. При наличии метеоусловий полеты на площадки могут выполняться визуально без необходимости установки наземного оборудования для посадки.

И во всех ситуациях ответственность за людей несет пилот, поэтому надеяться обязан не только на умные навигаторы, но и на свои руки, голову и профессионализм.

В экстремальные ситуации за время сахалинской практики Иван Белоусов не попадал, рассказал, что единственный раз женщине в полете из Южно-Сахалинска в Александровск-Сахалинский стало плохо, запросили диспетчера, вернулись в Южный, подъехала скорая. Но пассажирка сказала, что ей уже лучше и она хочет домой, в Александровск.

Бывали и экстренные рейсы. Например, в дни декабрьской трагедии в результате взрыва дома в Тымовском. Во время мобилизации выполняли чартерные рейсы из Зонального по перевозке мобилизованных сахалинцев. Работа пилота обязывает быть готовым сесть за штурвал в любое время суток.

Перевез семью на Сахалин

«Я ничуть не жалею, что попал на Сахалин, всё здесь нравится, начиная от климата и заканчивая условиями работы. Коллектив небольшой и очень дружный. У нас все друг друга знают, не то, что в больших авиакомпаниях. Да и пассажиры люди очень добродушные, понимающие. Эти маршруты, как показывает практика, очень востребованы для отдаленных городов и поселков. Одно дело, когда в Александровск нужно добираться порядка 8 часов на автобусе либо на поезде до Тымовского и далее на автобусе, и другое самолетом. Люди очень рады и благодарны», – рассказал Иван.

На вопрос, о чем мечтает пилот, Иван улыбается. Пожалуй, полетать на Курилы, учитывая многопрофильность самолета. И уточняет, что «Тайга» может находиться в воздухе порядка 6-7 часов, достигая скорости 250-280 км в час.

Фото: Фото автора

О самолетах мы поговорили достаточно, осталось спросить романтика дальних дорог о семье. Женат, воспитывает дочь. Уже перевез семью на Сахалин, авиакомпания предоставила служебное жилье.

«Тем, кто лишь собирается посвятить жизнь авиации, могу сказать известную истину: если хочешь, то не бойся, если боишься – не делай. И, главное в нашей профессии, не падать духом в любой ситуации. Авиация это такие синусоиды – сегодня плохо, не можешь найти своё место за штурвалом, учитывая сложные времена, а завтра всё наладится. Уверен, что через полгода, максимум через год, самолеты начнут снова летать по всем привычным и даже новым маршрутам», - подытожил Иван Белоусов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ читаемых

Самое интересное в регионах