Сахалинская область является одним из регионов-лидеров Дальнего Востока по привлечению инвестиций.
В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата она находится на первом месте в ДФО и на четвертом в стране, причем, несмотря на рост конкуренции, удерживает эту позицию третий год подряд.
Высокая оценка
Ценность национального рейтинга в том, что оценку региону по сотне критериев дают сами предприниматели. Именно они говорят, насколько эффективно власти работают с бизнесом и насколько комфортные условия создают для его ведения.
«Вызывает гордость тот факт, что третий год подряд дальневосточный регион демонстрирует высокие результаты. Причем вы потеснили такие регионы, которые раньше были недосягаемы. К примеру, Тюменскую область. Нацрейтинг за последние годы претерпел значительные изменения – было 70 показателей оценки, сейчас их больше ста – но Сахалинская область держит и укрепляет свои позиции. Предпринимательское сообщество здесь доверяет власти. Рассчитываю, что это доверие и диалог сохранятся. Сегодня я все чаще слышу от коллег из регионов Дальнего Востока и Центральной России, что они хотят учиться у Сахалина. Тому, как вы сопровождаете предпринимателей по принципу одного окна. Как вы раскладываете каждый показатель на составляющие и проводите аудит, чтобы добиться улучшения. Как вы внедряете бережливые технологии. Эти практики уже дали результат», – отмечает руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ДВФО Ольга Курилова.
Если говорить о лидерстве, то Сахалинская область в 1,5 раза превышает среднероссийские показатели по скорости получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Лучшие результаты на Дальнем Востоке и одни из лучших в стране – по скорости постановки земельного участка на кадастровый учет и подключения к инженерным сетям.
Хорошую оценку получили также новые показатели рейтинга – качество и доступность трудовых ресурсов, уровень подготовки молодых специалистов. В тройку лучших Сахалинская область входит по доле закрытых вакансий при поддержке региона.
В целом по России появилась тенденция к увеличению количества проверок на предприятиях. А вот на Сахалине число надзорных мероприятий снизилось, по сравнению с прошлым периодом, а доля предпринимателей, столкнувшихся с силовым давлением, упала с 10 до 3 процентов.
«Высокая позиция в национальном рейтинге означает, что у нас бизнесу предоставляют более комфортные условия, чем в других регионах. И я по-настоящему горжусь этой оценкой», – говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко.
Кстати, в ходе недавнего совета по инвестиционной деятельности при губернаторе подвели также итоги рейтинга по муниципалитетам. Третье место заняли Томаринский и Поронайский районы. На второй строчке расположился Холмский, а лидером стал Корсаковский. Южно-Сахалинск проходит оценку по всем критериям, но он выступает вне конкурса.
Интересная улица
Сахалинская область традиционно станет одним из участников выставки «Улица Дальнего Востока», которая состоится 3–9 сентября в рамках десятого, юбилейного Восточного экономического форума – 2025 во Владивостоке.
«Область является одним из регионов-лидеров Дальнего Востока. Отмечается рост в обрабатывающей промышленности, угольной отрасли, строительстве. Предприниматели могут воспользоваться льготами ТОР, свободного порта, преференциального режима на Курилах. Идет активное научно-технологическое развитие региона. Это и многое другое позволяет создавать новые производства, привлекать новые кадры, обучать молодых специалистов. Благодаря мастер-плану меняется городская среда Южно-Сахалинска. Уверен, региону есть что показать и чем гордиться», – подчеркнул зампред правительства РФ – полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев.
Основной павильон области на «Улице Дальнего Востока» будет выполнен в виде волн и украшен инсталляциями на тему логистики: водородный поезд, БПЛА, самолет и порт Корсаков. Рядом с ним будет расположен павильон инвестора в форме раковины морского гребешка.
В зоне «Сахалин – витрина России» продемонстрируют ключевые проекты мастер-плана первого пояса южно-сахалинской агломерации, а также основные направления развития региона: медицина, наука и образование, логистика, культура, городская среда.
Итоги десятилетия работы Корпорации развития Сахалинской области представят в отдельной зоне. С помощью мультимедийных технологий экспозиция презентует итоги работы организации за 10 лет, включая инициативы животноводческого комплекса «Мерси Агро Сахалин», ЖК «Горизонт», проект развития территории «Уюн», агропарк и нефтесервисный парк.
Рядом с основным павильоном разместится стенд «Сделано на Сахалине». Экспозиция презентует региональные бренды: одежду, ювелирные изделия, сувениры, гастрономическую продукцию, товары для здоровья, также будут продемонстрированы достижения киноиндустрии и компьютерной графики.
И вообще здесь будет очень и очень много всего интересного
Пейте чай из иван-чая
Инвестиционный климат - это не только цифры и мегапроекты, это еще и раскрытие инициатив малого бизнеса.
Например, Станислав Сушков занимается предпринимательством более десяти лет. Основная сфера деятельности - производство хлебобулочных изделий. Но два года назад он взялся за новое дело и сегодня выпускает травяные чаи с добавлением вишни и мяты. В планах — расширение линейки за счет сахалинской брусники и голубики. И даже больше - он разрабатывает проект по созданию чайного кластера, включающий выращивание и сбор иван-чая, заготовительные цеха, а также дом отдыха и развлекательные мероприятия для туристов.
«Благодаря различным программам и субсидиям, направленным на развитие бизнеса, я приобрел современное оборудование и подготовил все необходимые документы для получения возмещения части затрат, что позволит расширить ассортимент продукции», – поделился Станислав.
Иван-чай собирают на сопках Александровска-Сахалинского. Чай из него обладает уникальными полезными свойствами, регулярное употребление способствует укреплению иммунитета. В настоящее время его продают в двух сувенирных магазинах в столице острова.
Но в этом году компания подала заявку на всероссийский конкурс «Знай наших» и вошла в ТОП-10 регионального рейтинга. Основная задача конкурса – помочь отечественным брендам выйти на рынок, расширить производство востребованных товаров и услуг. При поддержке Российского экспортного центра Сушков и его друзья планируют выйти со своими чаями за пределы острова.